проект

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

ПЕРВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СЪЕЗДА ВРАЧЕЙ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Москва                                                                                                                    5  октября 2012 года

 

Делегаты Первого Национального съезда врачей  Российской Федерации считают необходимым заявить:

 Здоровье  человека, качество его жизни и социальное самочувствие являются в нашей стране  незыблемым национальным приоритетом.

В последнее время реализованы государственные  и общественные инициативы, направленные на сохранение и укрепление здоровья  населения, которые позволили достичь таких важнейших результатов в области  демографии, как снижение смертности, в том числе материнской и  младенческой,  увеличение рождаемости,  снижение показателя убыли населения.

Происходят качественные изменения в состоянии  здоровья населения. Только за 6 лет, с 2005 года, продолжительность жизни  россиян увеличилась на 4 года, общая смертность снизилась на 16,1%,  младенческая смертность – на 32,7%, материнская смертность – на 36,2%,  смертность от болезней системы кровообращения – на 17,1%, от инсультов – на  28,4%, от туберкулеза – на 36,9%, от внешних причин – на 36,8%, в том числе от  острых отравлений алкоголем – на 60,1%, транспортных травм – на 26,3%. Это  явилось следствием существенного увеличения финансового обеспечения системы  здравоохранения (за 5 лет в 2,6 раза),  а  также реализации программ приоритетного национального проекта «Здоровье» и  региональных программ модернизации здравоохранения, позволяющих частично  обновить инфраструктуру отрасли, переоснастить лечебно-профилактические  учреждения, создать условия для внедрения единых порядков и стандартов оказания  медицинской помощи.

Введение единых требований к своевременности  и качеству оказания медицинской помощи повышает   эффективность всей системы здравоохранения и сокращает бремя  заболеваемости и смертности.  

Государством при активном участии  профессионального сообщества разработаны и введены в действие важнейшие  системообразующие законодательные акты в сфере охраны здоровья – законы «Об  основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном  медицинском страховании в Российской Федерации», «Об обращении лекарственных  средств».

Вместе с тем, наряду с успехами, необходимо  констатировать сохранение проблем, требующих принятия  незамедлительных решений.

К их числу можно отнести:

     
  • сохраняющиеся  дефицит медицинских кадров и дисбаланс в распределении рабочих мест между  уровнями организации медицинской помощи и между отдельными медицинскими специальностями  (острый дефицит участковых терапевтов и педиатров, неонатологов,  анестезиологов-реаниматологов, фтизиатров, при избыточном количестве  других  специалистов);
  •  
  • необходимость  повышения профессионального уровня медицинских работников;
  •  
  • смещение  акцента с профилактической работы и амбулаторной медицинской помощи на  стационарную, отсутствие преемственности на разных этапах медицинской помощи,  неразвитость сети реабилитационных подразделений и подразделений паллиативной  помощи;
  •  
  • отставание  в темпах обновления инфраструктуры отрасли и оснащения лечебно-профилактических  учреждений;
  •  
  • недостаточность  существующих механизмов лекарственного обеспечения населения;
  •  
  • сохраняющийся  дефицит финансового обеспечения системы здравоохранения, не позволяющий  оказыать качественную медицинскую помощь каждому гражданину, в соответствии с  утвержденными порядками и разработанными стандартами;
  •  
  • существенную  диспропорцию в финансовом, кадровом, материально-техническом обеспечении  организации медицинской помощи на уровне субъектов Российской Федерации и на  муниципальном уровне;
  •  
  • сохранение  нелегитимных платежей населения за оказываемую медицинскую помощь;
  •  
  • недостаточный  уровень законоприменения и исполнения нормативных актов в субъектах Российской  Федерации;
  •  
  • отставание  во внедрении эффективных инновационных технологий диагностики, лечения и  реабилитации.  

Все это приводит к неудовлетворенности  населения качеством медицинской помощи, ограничению принципов социального  равенства.

Съезд поддерживает резолюцию Всероссийского  общественного форума медицинских работников, состоявшегося в мае 2012 года,  направленную на решение вышеуказанных проблем.

Для оптимизации системы охраны здоровья  граждан и достижения уровня социальных ожиданий населения Съезд считает  необходимым проведение в жизнь комплекса мер, повышающих эффективность работы  всей системы охраны здоровья граждан страны.

Съезд обращает внимание всего врачебного  сообщества на то, что важнейшую роль в улучшении здоровья населения, увеличении  продолжительности жизни, а также в экономии финансовых и материальных ресурсов  на здравоохранение должно играть формирование единой профилактической  среды.  Ее основными компонентами  являются  формирование здорового образа  жизни и проведение широкомасштабных профилактических мероприятий.

В формировании единой профилактической среды  должны принимать участие все федеральные и субъектовые министерства и  ведомства, каждое из которых должно отчасти стать здравоохранным.

К формированию профилактической среды, наряду  с государственными структурами, должно быть привлечено все гражданское  общество, неправительственные организации, представители бизнеса, семья как  первичная ячейка общества.

Забота каждого гражданина о сохранении своего  здоровья и здоровья близких является важнейшим условием, обеспечивающем  эффективное выполнение установленных государственных гарантий в сфере  здравоохранения.  В соответствии со  статьей 28 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской  Федерации», быть ответственным за свое здоровье – это обязанность граждан страны.  Расширение установленных и введение дополнительных государственных гарантий в  сфере охраны здоровья не могут привести к   позитивным результатам при пренебрежении указанной обязанностью.

Съезд особо отмечает, что принцип приоритета  профилактики  характеризует переход от  системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к  системе, основанной на  формировании  здорового образа жизни и предупреждении развития заболеваний.

Необходимо «переформатирование» привычных  отношений «врач – больной» в отношения врача со здоровым человеком. Это  требует  внедрения новых технологий  «управления здоровьем» и развития, прежде всего, первичного звена  здравоохранения.

Для реализации приоритета профилактики  внимание врачей и пациентов должно быть сконцентрировано на:

     
  • проведении  профилактических осмотров и диспансеризаций населения, структура и частота  которых должна определяться возрастом пациента, наличием или отсутствием у него  факторов риска развития заболеваний или уже развившихся заболеваний (группа  здоровья);
  •  
  • формировании  среди населения групп риска по развитию острых и хронических заболеваний;
  •  
  • диспансерном  наблюдении и превентивном лечении населения из групп риска;
  •  
  • расширении  национального календаря прививок и эпидемического календаря прививок,  организации иных широкомасштабных профилактических мероприятий.

           Съезд  обращает внимание на то, что профилактическая деятельность врачей первичного  звена, в том числе терапевтов, педиатров, стоматологов, должна занимать не  менее 30% их рабочего времени.

Обеспечение возможности реализации всех  задач, стоящих перед отечественным здравоохранением, требует укрепления  кадрового потенциала отрасли.

Съезд считает приоритетным:

     
  • повышение  качества образования в медицинских ВУЗах и СУЗах с обновлением рабочих программ  и учебных планов в рамках принятых   государственных образовательных стандартов 3-го поколения и повышением  квалификации преподавателей медицинских образовательных учреждений;
  •  
  • сближение  высшего медицинского образования и современных научных школ путем создания  научно-образовательных кластеров на базе ведущих медицинских университетов и  активного привлечения студентов к исследовательской работе;
  •  
  • регулярное  обновление программ послевузовского и дополнительного профессионального  образования, состыковка их с клиническими протоколами, порядками и стандартами  оказания медицинской помощи;
  •  
  • создание  законодательных основ для обучения студентов, ординаторов, аспирантов, врачей  на клинических базах независимо от их подведомственности;
  •  
  • внедрение  новых образовательных технологий – симуляционных и тренинговых классов,  экспериментальных операционных, виртуальных ситуационных задач, дистанционных  интерактивных сессий, электронных информационных баз и библиотек, систем помощи  в принятии решений;
  •  
  • внедрение  системы непрерывного персонифицированного медицинского образования с  использованием механизмов накопления кредитных баллов и дистанционных методов  обучения;
  •  
  • внедрение  аккредитации медицинских работников на основе формирования индивидуального  листа допусков к конкретным видам медицинской деятельности;
  •  
  • совершенствование  квалификационной аттестации и сертификации врачей и медицинских сестер с  активным привлечением профессионального медицинского сообщества к ее  проведению.

Съезд подчеркивает, что  обеспечение отрасли здравоохранения кадрами должно осуществляться в  соответствии с реальными потребностями трехуровневой системы оказания  медицинской помощи. Внедрение разработанной Министерством здравоохранения  Российской Федерации аналитической прогнозной электронной программы на основе  Национального регистра медицинских работников и учащихся позволит  проводить  мониторирование кадрового  профиля каждого региона страны, анализ имеющихся кадровых дисбалансов,  прогнозирование кадровых рисков в среднесрочной перспективе, а также определять  возможные пути оптимизации кадрового наполнения отрасли.

Улучшение материального  положения и повышение социального статуса врачей является одним из наиболее  значимых факторов их мотивации к творческому труду и самоотдаче.

Съезд считает мерой чрезвычайной  важности повышение средней заработной платы врачей до уровня, двукратно  превышающего средний уровень зарплаты по региону к 2018 году, в соответствии с  Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Съезд отмечает необходимость  принимаемых государством мер по привлечению молодых специалистов (до 35 лет) к  работе в медицинских организациях, расположенных в сельской местности, наиболее  важной из которых явилось введение в 2012 году единовременных выплат в размере  одного миллиона рублей. Эффективность данной программы является  основанием для принятия решения о ее  продолжении и распространении на молодых специалистов, приступивших к работе в  медицинских организациях рабочих поселков.

Съезд призывает руководство органами  управления субъектов Российской Федерации активизировать меры по предоставлению  социальной помощи и поддержки медицинским работникам.

Съезд высоко оценивает начатые  в регионах страны программы модернизации здравоохранения и считает необходимым  продолжение реализации мер по инфраструктурному обновлению, переоснащению,  информатизации медицинских организаций, что требует:

     
  • развития  инфраструктуры организаций первичной медицинской помощи, определение роли  диагностических центров при её оказании,   широкого внедрения стационарзамещающих технологий;
  •  
  • продуманной  реорганизации коечного фонда в каждом субъекте Российской Федерации на основе  анализа маршрутов движения больных в соответствии с порядками оказания  медицинской помощи;
  •  
  • частичного  перепрофилирования коечного фонда с расширением количества реабилитационных  коек, коек по уходу и паллиативной помощи, то есть обеспечения полного цикла  лечения больных – от интенсивной терапии до наиболее полного выздоровления;
  •  
  • развития  службы скорой и неотложной медицинской помощи и организации санитарно-авиационной  службы как на субъектовом, так и на федеральном уровне;
  •  
  • расширения  государственно-частного партнерства и внедрения механизмов «управляемой  конкуренции», в том числе обеспечивающих допуск к оказанию медицинской помощи в  рамках ОМС лицензированных к медицинской деятельности частных медицинских  организаций и индивидуальных предпринимателей;
  •  
  • упорядочивания  планов ремонтных работ и переоснащения медицинских организаций в текущем режиме  для выполнения порядков оказания медицинской помощи;
  •  
  • продолжения  информатизации государственных и муниципальных медицинских организаций, включая  переход на полный электронный документооборот, внедрение электронных  медицинских карт и электронных историй болезни, создание единых электронных  информационных и справочных ресурсов для пациентов и медицинских работников.

Необходимо внедрить телемедицинскую  консультативную сеть как внутри каждого региона, так и на федеральном уровне, с  дальнейшим использованием ее для организации системы персонального  мониторирования здоровья граждан с хроническими заболеваниями и высоким риском  острого  ухудшения здоровья.

Изменения в системе здравоохранения должны  положительным образом отражаться на качестве и доступности медицинской помощи,  повышение которых Съезд определяет в числе ключевых задач.

Выстраивая трехуровневую систему  здравоохранения, отвечающую потребностям и запросам современного человека,  Съезд обращает особое внимание на обеспечение потребности отдельных категорий  граждан в лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в специализированных  продуктах  лечебного питания.

Съезд признает особую важность разработки и  осуществления мероприятий, обеспечивающих инновационное развитие  здравоохранения.

Внедрение современной персонифицированной  высокоэффективной медицины позволит излечивать неизлечимые на сегодня  заболевания, повышать потенциальные возможности организма человека, существенно  увеличить продолжительность жизни и улучшить ее качество. Это возможно лишь при  достаточном уровне развития медицинской науки и внедрении в медицинскую  практику высокотехнологичных инновационных методов прогнозирования,  диагностики, лечения и реабилитации.

Для реализации инновационных преобразований в  здравоохранении необходимо:

     
  • консолидация  научных медицинских организаций в единый комплекс, что позволит сформировать  единые приоритеты развития медицинской науки;
  •  
  • формирование  единых приоритетов развития медицинской науки;
  •  
  • обеспечение  управляемого развития биомедицинских технологических платформ на основе  скрининга современных биомедицинских технологий в России и за рубежом,  направленного развития компетенций  («носителей» технологий);
  •  
  • внедрение  проектных механизмов управления научной деятельностью и целевого  финансирования, системы оценки и защиты интеллектуальной собственности;
  •  
  • совершенствование  процессов обращения инновационных продуктов и их трансфера в практическую  медицину;
  •  
  • устранение  межведомственной разобщенности научных лабораторий и групп, развитие научных  школ вокруг ведущих медицинских ВУЗов;
  •  
  • создание  сети центров доклинической и клинической трансляционной медицины,  сертифицированных вивариев, банков биологического материала и чистых клеточных  линий, центров биоинформатики, в том числе на базе ведущих медицинских ВУЗов;
  •  
  • развитие  международного научного партнерства на принципах здорового прагматизма и  взаимообогащения.

Съезд заявляет, что и на  современном этапе развития медицины главным звеном и действующей силой  здравоохранения остается врач – с его знаниями, опытом, отношением  к   делу.

Большую тревогу вызывает тот  факт, что в последнее время одной из главных жалоб на медицинских работников  стало нарушение ими норм деонтологии и медицинской этики. Съезд считает  недопустимыми и решительно осуждает грубость и невнимательность со стороны  отдельных медицинских работников, порочащих не только лично себя, но и все  медицинское профессиональное сообщество. Важной задачей считаем разработку и  принятие Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации.

Съезд призывает всех врачей к  неукоснительному соблюдению принципов медицинской этики и корпоративной  ответственности. Это один из ведущих факторов повышения престижа врачебной  профессии.

В настоящее время созданы нормативные основы  для построения стройной системы медицинских профессиональных организаций,  которым государство может передавать отдельные полномочия, что может являться  важным шагом в построении гражданского общества в здравоохранении.

Главное, что должно быть предпринято, – это  совершенствование организации самого врачебного сообщества. Врач, позволивший  себе недопустимое поведение  в отношении  больного или другого медицинского работника, должен быть, прежде всего, осужден  коллегами, отторгнут самим врачебным сообществом.

Консолидация врачебного сообщества на  принципах профессионализма, ответственности, честности, равноправия станет  важной ступенью в улучшении качества, доступности и безопасности медицинской  помощи нашим согражданам.

Необходимо развивать медицинские  профессиональные общественные организации, способные координировать вопросы  развития всех основных направлений современной медицины, объединять врачей на  основе корпоративной ответственности и корпоративной этики, осуществляя  активное сотрудничество с Министерством здравоохранения Российской Федерации и  последовательно формируя   профессиональное самосознание. Актуальной задачей является создание  нормативной базы для развития саморегулирования профессиональной деятельности  медицинских работников.

Съезд обращается к Министерству  здравоохранения Российской Федерации  с  предложением учесть основные положения данной Резолюции  при подготовке, совместно с экспертным  медицинским сообществом,  проекта  государственной программы по развитию здравоохранения в Российской Федерации до  2020 года, детализировать конкретные тактические шаги, необходимые для  реализации положений Резолюции в рамках общей стратегии охраны здоровья граждан  нашей страны.

Съезд обращается к руководителям органов  управления и учреждений здравоохранения, ко всем медицинским работникам, всему  врачебному сообществу с призывом направить свою деятельность и усилия на  выполнение задач, поставленных в настоящей резолюции, что обеспечит достижение  качественно нового уровня отечественного здравоохранения.

Масштаб вызовов, стоящих перед отечественным  здравоохранением, требует объединения усилий не только медицинского сообщества,  но и всех  граждан, потребности которых в  медицинской помощи, по сути, и определяют основные векторы  развития отечественного здравоохранения.

Настоящая резолюция  содержит положения, которые могут и должны быть реализованы. Успех поставленных  в ней задач зависит от того, насколько взаимосогласованными и эффективными  будут действия всех россиян – руководителей отрасли здравоохранения,  медицинских работников и пациентов.


 

Форма входа
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Объявление
123